Главная О нас Онлайн-библиотека Первый раз в первый класс.

 

Рады приветствовать Вас на нашем сайте – мы всегда рады новым посетителям. Вы можете задать нам любой вопрос по обучению и гармоничному развитию детей начиная с рождения – до подросткового возраста.

Звоните: +7 (495) 769 89 88

И пишите нам

facebook

Первый раз в первый класс.

Статья

статья в журнале young familyНачало учебы в школе – серьезное испытание для ребят, которое, как утверждают психологи может даже обернуться стрессом. Если, конечно, родители не позаботятся о том, чтобы переход из детства во взрослую жизнь стал не испытанием, а интересным приключением.

 

В первые сентябрьские недели родителям большинства первоклашек приходится выслушивать одну и ту же фразу: «Не хочу идти в школу!» Взрослые реагируют по-разному: кто-то, вспоминая собственное детство, относится к нежеланию малыша учиться с пониманием и полагает, что со временем это пройдет, кто-то и слушать ничего не хочет и грозными окриками отправляет отпрыска грызть гранит науки. Кто-то ругает «неправильно выбранную» школу и невнимательных учителей. На самом деле искать виноватых не стоит, ведь их просто нет... Нужно разобраться, почему так происходит.


Будь готов!

 
Как известно, в нашей стране в первый класс принимают детей, начиная с шести лет. Но прежде, чем отправ-лять в школу шестилетку, хорошенько подумайте: готов ли ваш малыш сменить беззаботные будни на жесткую школьную дисциплину? И действуете ли вы в интересах ребенка или просто хотите поте шить свои родительские амбиции? Даже умение читать, писать и считать здесь ровным счетом ничего не значит. Специалисты настаивают, что главный признак готовности - это жгучее желание самого ребенка поскорее нацепить новый ранец, чтобы гордо шагать с ним за знаниями: вот, смотрите, я уже совсем взрослый! Поэтому основная задача родителей - не упустить момент, а в дальнейшем сделать все возможное, чтобы это желание никуда не пропало.


«Важно, чтобы ребенку было интересно узнавать что-то новое, - говорит учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе государственной школы «Созвездие» Марина Вадимовна Андрианова. - Например, в нашей школе огромное внимание уделяют раскрытию в детях заложенного от природы потенциала, учат понимать мир целостно и быть самостоятельной личностью. Урок строится, как ответ на загадку, предложенную учителем, который вместе с учениками ищет ответ на вопрос. Так дети учатся исследовать, спорить, открывать и познавать мир».


Среда обитания


Помимо осознанного желания пойти в школу, второй немаловажной составляющей успешного обучения является наличие правильного отношения с преподавателем. Ведь именно от первой учительницы зависит, насколько успештной будет психологическая адаптация новоиспеченного первоклассника к непривычной обстановке. Весной большинство школ устраивают дни открытых дверей, где можно не только узнать об особенностях учебной программы, которую применяют в данном заведении, но и пообщаться с учителями начальной школы. Говорят, идеальная ситуация, когда педагог применяет к первокласснику тот же подход, что и родители: если ребенок привык к строгости, ему будет комфортно с требовательным учителем, но если в доме царит мягкая атмосфера, стоит поискать наставницу, близкую ему по духу.


Ребенку будет гораздо проще, если дать ему возможность еще до начала учебного года узнать как можно больше о правилах школьной жизни и познакомиться с будущими одноклассниками. В знакомой среде адаптация, как правило, проходит мягко и безболезненно. Занятия, на которых дети могут освоиться в новой для себя среде обитания, проводят психологи Ломоносовской школы. Здесь считают, что для успеш¬ного обучения важно сначала выявить возможности ребенка. «Перед нами стоит задача развивать способности ребенка, но для этого необходимо определить, на каком уровне он находится, - говорит директор Ломоносовской школы «Зеленый мыс» Светлана Бетенина. - Это удается сделать с помощью тестов и психологической диагностики».


Помочь ребенку могут и родители, обсуждая с ним его будущую школьную жизнь и правильно организовывая новый распорядок дня, в котором есть место отдыху и активным играм на свежем воздухе.


Игры по новым правилам


В возрасте 6-7 лет освоиться в новой обстановке не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь с началом учебного года меняется весь ритм привычной жизни. Если в детском саду короткие занятия чередовались с играми, в школе нужно научиться неподвижно сидеть целых 35 минут, пока не зазвенит долгожданный звонок. При этом не глазеть в окно, а внимательно слушать, что рассказывает учитель. До сих пор таких сложных задач ребенку решать не приходилось, поэтому соответствие школьным правилам потребует от него максимального напряжения всех внутренних ресурсов. Родителям стоит помнить о том, что ребенок способен концентрировать внимание всего 10-15 минут, поэтому во время выполнения первых домашних заданий через этот отрезок времени необходимо давать ребенку подвигаться.


Еще одна проблема, которая может возникнуть у новоиспеченных первоклашек, - сложность в усвоении материала. В государственных школах среднее количество детей в классах - 25 человек, а объяснять каждому непонятный пример времени нет. «Если ребенок чего-то не понимает, он теряет интерес к предмету и хуже развивается, - считает руководитель Монтессори-школы Анна Дурманова. - Почему дети очень часто бывают неуспешны в общеобразовательных школах, из них лишь порядка 7% учатся на четверки и пятерки? Да потому что непонятная тема тормозит развитие ребенка - он ленится и не хочет ходить в школу».


Убедиться в том, что ребенок понял все, о чем рассказыва¬ли на уроке, можно, используя практику, которую применяют в Монтессори-школе. «Каждый ребенок после урока заполняет дневник, где подробно описывает, что за это время узнал, понял, увидел и сделал, - рассказывает Анна Дурманова. - За свою работу он сам ставит себе баллы, если учитель согласен с оценкой, то ставит подпись. По окончанию четверти баллы суммируются, а потом дети выбирают себе призы в магазине на данное количество баллов».


Помимо самого главного - внутренней мотивации - к началу первого учебного года ребенок дол¬жен обладать еще многими навыками: способностью концентрировать внимание, уме¬нием выполнять не очень привлекательную работу и подчинять свое поведение установленным в школе законам.


С началом учебного года меняется ритм привычной жизни, поэтому важно правильно организовать распорядок дня ребенка. По мнению детских врачей, именно грамотное распределение времени позволяет справляться с нагрузками без последствий для детского здоровья. Первокласснику необходимо спать 11,5-12 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Не менее 2 часов важно проводить на свежем воздухе. А вот времяпрепровождение за компьютером и телевизором лучше свести к минимуму. Специалисты также не рекомендуют отдавать первоклашек в кружки и секции - дополнительные нагрузки могут негативно сказаться на самочувствии школьника.

 

О влиянии оценки на самооценку


В большинстве школ в начальных классах оценки отменили, чтобы не травмировать и без того напуганного ребенка. Дело в том, что первый класс, по мнению психологов, - важный период для становления самооценки, и любое неосторожное слово может навсегда поселить в душе маленького человечка неуверенность в собственных силах. Поэтому родителям стоит отложить свои претензии по поводу успехов юного школьника до лучших времен - упреки будут иметь только негативные последствия. Не нужно сравнивать и неудачи реяВрса с успехами его одноклассников - это неизбежно приведет к формированию неуверенности в собственных силах. Куда полезнее встречая ребенка после урока просто порадоваться вместе с ним любой, пусть даже неприметной на первый взгляд личной победе. Не скупитесь на похвалу - для первоклассника нет ничего важнее слов поддержки.


«Атмосфера любви и понимания, доверия и дружбы - главный ключ к успеху, - считает Анна Дурманова. - Если у ребенка есть возможность раскрыться и получать удовольствие от занятий в школе, ему все дается легко».


Так что чем больше позитивных мыслей по поводу школы будут высказывать родители первоклассников, тем проще будет проходить адаптация ребенка. И тогда вместо привычного «Не хочу учиться!» можно будет услышать «Ура! Опять в школу!»

 

МАРИЯ ШЕВЧЕНКО, обозреватель